ОПИСАНИЕ ФУНКЦИЙ ПС 1 группа: функции, которые включены неявно или явно в основном режиме поиска и привязаны к ядру ПМ
Морфология, словоизменение
Поддержка словоизменительной парадигмы слов при поиске. Особенно актуальна для русскоязычных ПС. Для англоязычных ПС проверка проводилась по двум парам запросов: «red book» и «red books», «yellow man» и «yellow men». ПС с морфологией должны были объединить лучшие сайты по этим парам запросов в первой десятке.
Морфология, словообразование
Поддержка словообразовательной парадигмы слов при поиске. Дает возможность расширения поиска при небольшом количестве обнаруженных ресурсов. Для англоязычных ПС проверка проводилась по двум запросам: «beauty woman» и « beautyfull women». ПС с морфологией должны были объединить лучшие сайты по этим запросам в первой десятке.
Игнорирование верхнего/нижнего регистра (capitalization)
Проверяется чувствительность ПС к запросу, введенному с использованием верхнего/нижнего регистров на клавиатуре. Для англоязычных ПС проверка проводилась по запросу «moscow».
Поиск по идентификаторам
Проверяется, как ПС реагирует на запросы, включающие алфавитно-цифровые идентификаторы. Проверка проводилась по запросу, содержащему URL соответствующей ПС (например: yahoo.com, yandex.ru и т.д.).
Отображение онтологии (рубрикатора, дерева категорий)
Эта функция отображает онтологии (иерархию родовых связей в дереве категорий) для каждого найденного ресурса. Таким образом, пользователь получает возможность с одной стороны уточнить тематическую принадлежность найденной страницы (сайта), с другой стороны, перейдя вверх по онтологическим связям, расширить полноту поиска.
Проверенные находки (proven picks)
Эта функция предоставляет пользователю список проверенных ресурсов. Это своего рода гарантия того, что в список не попали ресурсы с неприличным или вызывающим содержанием. Проверка осуществляется специальным штатом экспертов. GO - единственная из тестируемых ПС, на которой реализована эта функция.
Наилучшее совпадение (I’m feeling lucky)
Эта функция предусмотрена только на ПС Google.com и дает ссылку на страницу, максимально полно удовлетворяющую запросу. При этом вам не показываются все остальные результаты поиска, таким образом сокращается время на поиск.
Выбор из списка словосочетаний
Словосочетание – это довольно мощное средство разрешения многозначности. Пользователю вместе с первой страницей результатов поиска предлагается список словосочетаний, включающих слово, введенное в запросе. Этот способ фокусировки запроса активно используется Go, AltaVista, и иногда используется Яндексом («можно поискать»).
Список ключевых слов Интернета (A list of Internet Keywords)
Поиск по ключевым словам, которые встречаются в заголовках Web-ресурсов. Предполагается, что если пользователь включил слово в заголовок, оно наилучшим образом соответствует поисковому образу. Функция предусмотрена в поисковой системе AltaVista.
Сортировка (по дате, релевантности)
Функция позволяет представить результаты запроса в отсортированном по указанному параметру виде. Обычно это дополнительная опция, размещается непосредственно на странице поиска. В ПС последних модификаций, рассчитанных на широкого пользователя (Fast, Zapper) стали отказываться от этой опции.
Язык запросов
Язык запросов это чрезвычайно мощное поисковое средство, которое в умелых руках может превратить ПС в тонкий инструмент исследования Сетевого пространства. Самые мощные возможности среди испытуемых ПС, на взгляд автора, предусмотрены в языках запросов на ПС Go (бывший Infoseek) и Яндекс. В некоторых ПС язык запросов настолько простой, что полностью совпадает с функциями расширенного поиска.
Поиск по списку слов
Стандартный и широкораспространенный поиск по списку ключевых слов. Обычно список слов рассматривается по умолчанию как И (AND) -запрос. На ПС Go.com список слов рассматривается как ИЛИ (OR) -запрос.
Поиск по словосочетанию
Поиск по словосочетанию - это мощное средство разрешения лексической многозначности слов. Опытные пользователи чаще всего используют такой тип запросов. Это позволяет очень точно формулировать информационные потребности пользователя. Среди испытуемых ПС, все кроме Zapper, поддерживают этот вид запросов.
Поиск в результатах запроса (явным образом)
С помощью этой опции можно сделать запрос к тому объему базы данных ПС, который был выделен в результате первоначального запроса. Надо отметить, что эта функция присутствует неявным образом в возможностях языка запросов и может быть реализована как сложный запрос: <запрос_1> AND <запрос_2>. Указание такой возможности явным образом облегчает жизнь неопытным пользователям, плохо знакомым с языком запросов, и ускоряет работу с ПС, так как сокращает время на формулирование запроса.
Учет контекста выделенного текста
Очень интересная функция, которая введена на ПС Zapper. Она позволяет осуществлять поиск по ключевым словам с учетом контекста (т.е. окружающих слов в тексте). Таким образом осуществляется дополнительная фокусировка значения слова.
Найти похожие (Similar, related)
Функция, позволяющая организовать повторный запрос и найти ресурсы, похожие на выбранный пользователем. Также может рассматриваться как способ фокусировки запроса.
Статистика по количеству категорий/ документов / сайтов / слов
Статистика является важной характеристикой, которая дает представление пользователю о количестве интересующей его информации по введенному запросу в базе данных ПС. В различных ПС статистика представлена в разном объеме. Поставщики поисковых машин (Google, Fast) приводят также данные о времени выполнения запросов.
Реконструкция текста (экрана)
Функция позволяет восстановить содержимое страницы или вид экрана, которые были зафиксированы в момент индексации страницы в базе данных ПС. Функция может быть полезной, если сайт уже отсутствует в Интернете или временно недоступен.
Контекстная реклама
Дает возможность таргетинга при показе рекламных баннеров и объявлений. Таргетинг осуществляется путем анализа ключевых слов, введенных пользователем.
Выбор языка
Эта опция позволяет выбрать язык, на котором формулируется запрос и представлены страницы, в которых осуществляется поиск. В разных ПС поддерживается поиск с использованием различного количество языков. Создание многоязычных ПС является одной из тенденций развития поиска в сети.
Перевод запроса на другие языки
Эта опция пока не представлена не в одной из поисковых машин.
Перевод результатов поиска на другие языки
С помощью этой функции можно перевести содержание страницы с одного языка на другой (или отобразить заранее сделанный перевод). Современное состояние качества машинного перевода не позволяет говорить о полноценной передаче смысла, однако такая опция может быть полезна категории пользователей, полностью незнакомой с языком представления результатов поиска.
Фокус поиска
Опция, представленная на ПС Go.com, позволяет выбрать одно из известных значений введенного ключевого слова или искать по всем значениям. Хорошо работает при выборе из значений - имен собственных.
Поиск на карте
Функция введена на ПС Google и предназначена для поиска на картах городов США. Пользователь вводит адрес улицы (напр.: 165 University Ave Palo Alto CA) в поисковое окно Google и найденная карта отображается на экране. При этом используется сервис Yahoo!Maps. Интересно, что на самом Yahoo.com пока такой функции нет.
2 группа: функции, которые включены неявно или явно в основном режиме поиска и НЕ привязаны к ядру ПМ
Поиск по товарам
Осуществляется поиск по товарам в базах данных электронных магазинов.
Поиск по новостям
Осуществляется поиск по новостям электронных изданий.
Поиск по видам ресурсов (музыка, картинки)
Происходит сужение поиска по соответствующим видам ресурсов.
Поиск по тематическим категориям (Directories)
Функция позволяет включать в диапазон поиска каталог (а на некоторых ПС даже специфицировать топики), соединенный с ПС.
Биржевые котировки фирм
Опция введена на ПС Goggle. Позволяет просматривать котировки фирм, по которым осуществляется запрос. В ПС Zapper аналогичная опция осуществляется с помощью пакетов.
Поддержка поиска по внешним к ПС ресурсам (специализированный мета-поиск)
Весьма перспективное направление развития ПС. Предусматривает подключение внешних ресурсов к ПС и возможность целенаправленного выбора пользователем этих ресурсов. Наибольших успехов в этом направлении добились создатели ПС Zapper (см. следующую функцию).
Libraries, agents and Packs
Это не одна функция, а целая система взаимосвязанных возможностей. ПС предоставляет стандартные пакеты-директории поиска (Packs), в которых объединены тематически несколько ресурсов для мета-поиска. Система позволяет пользователю настраивать эти пакеты из обширной базы данных библиотек (Libraries) и подключать агентов (Agents) к другим поисковым системам.
3 группа: функции, которые включены неявно или явно в режиме расширенного поиска;
И/ИЛИ/НЕ запросы
Возможность организации запросов с включением булевых операций. Является стандартной опцией большинства ПС.
Поиск по фразе
Возможность организации запросов отдельно по фразе или по фразе в совокупности с ключевыми словами по правилам булевой алгебры.
Поиск в категориях
Возможность организации запроса с учетом категорий каталога.
Сфера поиска (заголовки и т.д.)
Возможность спецификации сферы поиска (заголовок, мета-теги, тело страницы) при организации расширенного запроса.
Включить, исключить домен URL
Опция расширенного поиска, которая позволяет включать в поиск или исключать из него целые доменные группы.
Слово сортировки
Опция, введенная на AltaVista, которая позволяет сортировать результаты поиска по рейтингу, связанному с одним из ключевых слов.
Диапазон даты
Опция позволяет задавать диапазон дат создания / обновления искомых ресурсов.
Язык
Опция устанавливает язык, на котором написаны тексты в искомых ресурсах.
Формат, кол-во позиций на стр.
Опция настройки формата и объема выдачи результатов запроса.
Фильтр
Предоставляет пользователю возможность фильтрации страниц, запрещенных для просмотра несовершеннолетним.
Поиск похожих страниц (Page-Specific Search (similar))
Обеспечивает поиск страниц со схожим содержанием.
Поиск ссылок на страницу (Page-Specific Search (links to page))
Обеспечивает поиск страниц имеющих ссылки на заданный адрес.
Выбор темы (Topic-Specific Search)
С помощью этой опции пользователь осуществляет выбор из специализированных БД для выполнения тематического поиска.
Сайт/вершина
Пользователь указывает сайт, в котором усуществлять поиск. Опция реализована только на ПС Yandex.
Изображение
Поиск изображений. В расширенном поиске среди тестируемых ПС опция реализована только на ПС Yandex.
Спецобъекты (скрипт,объект, аплет, стиль)
Поиск перечисленных спецобъектов. В расширенном поиске среди тестируемых ПС опция реализована только на ПС Yandex.
4 группа: сервисные функции.
Прямой эфир
Функция позволяет просматривать серии из последних запросов, введенных пользователями. Реализована на ПС Yandex. Может быть использована в исследовательских целях.
Статистика за период
Информация, предоставляемая службой эксплуатации ПС о наиболее часто встречающихся в запросах ключевых словах. Реализована на ПС Yandex.
Подписка на запросы
Подписка на запросы по электронной почте. Реализована на ПС Yandex.
Поиск по регионам
Поиск с учетом регионального размещения искомой страницы. Реализована на ПС Yandex.
Семейный фильтр
Предоставляет пользователю возможность фильтрации страниц, запрещенных для просмотра несовершеннолетним. Реализована на нескольких ПС.
Быстрый поиск
Облегченный дизайн страницы ввода поискового запроса для ускорения работы ПС. Реализована на нескольких ПС.
Сделать стартовой
Типичная опция, предусмотренная на многих популярных ресурсах.
Национальная виртуальная клавиатура
Опция позволяет вводить запрос с помощью мышки путем выбора клавиш-кнопок на экране. Реализована на ПС Yandex.
Дву(много)язычный интерфейс
Позволяет настраивать язык интерфейса страницы ввода запроса в ПС. Реализована на нескольких ПС.
Панель инструментов
Позволяет настраивать броузер пользователя на конкретную ПС, включая в его панель инструментов кнопки с функциями ПС. На ПС Zapper этот сервис реализована в самостоятельного виде пульта управления.
Поиск по e-mail
Осуществление ввода запросов посредством письма по электронной почте. Реализована на нескольких ПС.
Персональные настройки
Настройки поисковой машины, страницы выдачи результатов и цветовой палитры на индивидуального пользователя.
Смотреть определение в словаре
Позволяет смотреть в словаре определения слов. Реализована на нескольких ПС.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПС
Общий анализ развития поисковых технологий за последние три года позволяет выявить следующие тенденции:
1.Рост объема базы данных ресурсов, которая сама по себе представляет собой одну из важнейших качественных характеристик ПС. Для примера на ПС Google, сегодня проиндексировано свыше 1.3 млрд. страниц.
2.Включение в поисковую систему возможности поиска по внешним ресурсам с использованием штатного поискового ядра. Примером может служить ПС Zapper, которая обеспечивает поиск по сборникам внешних ресурсов, сформированных в виде пакетов-директориев (packs), настройка пакетов пользователем на базе стандартных библиотек и поисковых агентов.
3.Включение в ПМ возможности поиска в неанглоязычных доменных областях (Google, Fast, Altavista) и возможности перевод контента найденных ресурсов на несколько других языков (Go, AltaVista).
4.В части интеллектуализации поиска наибольший интерес представляет разработка различных возможностей фокусировки запросов, с целью уточнения предварительно введенного значения (Go, AltaVista, Oingo). На ПС Go и AltaVista применяется метод фокусировки путем выбора из списка словосочетаний. На ПС Go применяется метод фокусировки по именам собственным. На ПС Zapper есть возможность поиска с учетом контекста. На ПС Oingo предлагается метод фокусировки непосредственно по списку значений (meaning-based search).