Прежде, чем начинать говорить про основные инструменты во Flash 5, стоит вспомнить, что эта программа предназначена для работы с практически чистой векторной графикой. Это накладывает огромный след и на интерфейс, и на способы работы. В частности, большинство из нижеописанных инструментов вы можете найти и в других программах векторной графики, таких, как Corel Draw или Adobe Illustrator.
Впрочем, есть и совершенно оригинальные инструменты.
При работе с Flash 5 (впрочем, это утверждение можно отнести и к любой другой программе векторной графики) мы сталкиваемся с достаточно большими ограничениями в средствах. Так как все описано при помощи кривых Безье, а не точек, то и любой создаваемый объект обладает большой степенью условности, не реалистичности.
Поэтому освоить векторные инструменты, с одной стороны, сложнее, чем, к примеру, инструменты Photoshop, а с другой - проще. Если речь идет о геометрически простых объектах, то в скорости и простоте нет равных именно работе с векторными инструментами. Но вот когда приходит пора сделать что-то более сложное, то даже опытному пользователю приходится немало попотеть. Конечно, можно спасти ситуацию переводом растровых изображений в вектор, но об этом подробнее мы поговорим через несколько статей.
Flash 5 обладает свойством, которое отличает его от пакетов статичной векторной графики. Все максимально упрощено. Даже кривые Безье в Flash создаются заметно проще, чем, к примеру, в Corel (но это субъективное впечатление авторов, оно вполне может противоречить вашим собственным ощущениям). Однако, в итоге Flash все же проигрывает в возможностях создания сложных объектов более специализированным программам.
Впрочем, это не столь важно - как правило, сложные объекты не рисуются, а используются уже готовые, из библиотек. В особенности радует то, что можно использовать форматы Adobe Illustrator и Corel Draw, а библиотеки готовых объектов к ним ужасающе огромны.
Но вернемся к нашим баранам, а именно к инструментам рисования. Следует сказать, что здесь речь пойдет далеко не обо всех существующих инструментах, а только о некоторых из них, это обусловлено тем, что следует сперва научиться работать с основными инструментами, а только после приступать к изучению более сложных и маневренных.
Все инструменты рисования и их модификации, а также основные цвета расположены в единой палитре Toolbox (Палитра инструментов). С подобной организацией можно встретиться и в других графических редакторах, например в небезызвестном PhotoShop.
Так как речь идет о простом рисовании, то начнем с рассмотрения самых элементарных инструментов, которые позволяют быстро создавать основные геометрические фигуры.
Первый - это Oval Tool (Овал). Так же, как и упомянутый ранее редактор растровой графики PhotoShop, Flash имеет достаточно большое количество клавиатурных сокращений, которые позволяют быстрее и эффективно работать. Несомненным преимуществом является то, что присвоенные по умолчанию комбинации клавиш можно изменять на другие, к которым вы привыкли, однако об этом в одной из следующих статей.
Для того чтобы выбрать инструмент Oval Tool (Овал) с клавиатуры, достаточно нажать клавишу V.
Это один из самых простых инструментов, так как у него нет никаких модификаций.
Для создания овала достаточно щелкнуть мышью и, не отпуская клавишу, потянуть ее в сторону. В результате, создаваемая окружность будет вписана в прямоугольник со сторонами параллельными горизонтали и вертикали с диагональю равной длине луча, которые вы провели мышью.
Для создания правильной окружности достаточно применять данный инструмент с зажатой клавишею Shift. Можно следить за курсором при использовании данного инструмента. Когда возле него появляется маленький черный круг, то, следовательно, фигура, которая получится, когда вы отпустите клавишу мыши, будет являться идеальной окружностью. Однако в связи с большим удобством и экономией времени чаще используется первый из перечисленных вариантов.
Rectangle Tool (Прямоугольник)
Это еще один из простых инструментов, клавиатурным эквивалентом которого является клавиша R.
С его помощью создаются прямоугольники и квадраты. Процесс создания аналогичен тому, который был описан при рассмотрении первого инструмента, однако вместо окружности, вписываемой в прямоугольник, образовываемый горизонталями вертикалями с длиной диагонали равной длине луча, на изображении появляется сам прямоугольник.
Так же, как и в прошлом случае, для создания правильной фигуры, а именно квадрата, можно зажать клавишу Shift или следить за курсором и появляющейся возле него пиктограммы маленького круга.
Данный инструмент несколько сложнее предыдущего тем, что у него есть дополнительная модификация, для выбора которой необходимо обратиться к нижней части Toolbox (Палитры инструментов).
Там располагается пиктограмма с изображением закругленного угла. Если щелкнуть по ней, то появляется всплывающее окно, в котором предлагается указать всего один параметр, а именно Corner Radius (Радиус угла). Здесь вы имеете возможность выбрать радиус закругления углов в прямоугольники, в результате фигура принимает плавные очертания. Варьируя данный параметр, можно получать разнообразные результаты, начиная от прямоугольника с закругленными углами, оканчивая овалами и даже кругами, если исходная фигура была квадратом.
Сейчас отвлечемся немного от рассмотрения инструментов рисования для того, чтобы внести несколько уточнений. При создании любого объекта, будь то фигура или линия, во Flash следует знать, что вы тем самым создаете форму, которая состоит из заливки и контура, которые могут и изменяются независимо друг от друга.
Контур (Stroke) окружает созданную фигуру. Для его редактирования, а так же задания параметров используется специальная палитра Stroke (Контур). Здесь можно задать тип линии, который будет определять ее внешний вид, толщину линии, ее цвет (хотя для этого можно воспользоваться Stroke Color (Цветом контура), расположенным в палитре Toolbox (Инструментов)). Очень удобным является то, что линию, которую вы выбрали, можно просмотреть здесь же в этой палитре, еще до применения.
Fill (Заливка) определяет то, чем будет заполнен контур. В палитре с одноименным названием можно выбрать тип заливки и ее цвет (последнее можно сделать и в Toolbox (Палитре инструментов)). Подробнее об этом можно будет прочитать в одной из следующих статей.
После того, как стало несколько понятнее построение объектов в рассматриваемом графическом редакторе, вернемся непосредственно к инструментам рисования.
Pencil Tool (Карандаш)
Для того чтобы выбрать данный инструмент с клавиатуры, необходимо нажать клавишу Y.
При использовании его вы создаете линии, без внутренней заливки, то есть на изображении появляется только контур, а следовательно, все параметры можно подобрать в палитре Stroke (Контур).
Данный инструмент имеет дополнительный модификатор. Обратите внимание на пиктограмму, расположенную внизу Toolbox (Палитры инструментов). Если щелкнуть по ней, то появляется дополнительный раскрывающийся список, в котором достаточно просто ориентироваться, так как рядом с названием опции есть иконка, которая наглядно дает понять о том, каким станет результат применения рассматриваемого инструмента при выборе какого-либо режима.
Здесь есть следующие варианты:
1.
Straighten (Спрямление). При выборе данного режима практически ровные линии принимают идеально прямую форму, резкие преломления преобразуются в углы, а изгибающиеся линии - в дуги.
2.
Smooth (Сглаживание). Линия, создаваемая при активизации данного режима, получается гладкой, плавной, в ней отсутствуют зазубрины и мелкие изгибы. Это один из самых необходимых параметров, так как при рисовании с использованием мыши достаточно тяжело, если не сказать практически не реально, создать ровный гладкий контур.
3.
Ink (Закраска). Данный режим оставляет создаваемые линии в их первозданном виде, лишь слегка сглаживая неровности.
Следует отметить, что после того, как линия создана, ее можно редактировать при помощи инструментов, о которых речь пойдет в одной из следующих статей. Эта особенность связана с тем, что Flash - это редактор векторной графики, а следовательно, линия - это не что иное, как вектор, который можно преобразовывать, видоизменять и редактировать уже после его создания.
Brush Tool (Кисть)
Это еще один инструмент рисования, для выбора которого достаточно нажать клавишу B или щелкнуть по его иконке, расположенной в Toolbox (Палитре инструментов).
Этот инструмент похож на предыдущий, только в отличие от него создает не контурные линии, а линии из заливки, а следовательно, дополнительные настройки необходимо устанавливать в палитре Fill (Заливка).
Действие данного инструмента аналогично тому, которое мы можем встретить и в других программах, однако есть и свои особенности.
Выбирая кисть, прежде всего, следует обратиться к нижней части Toolbox (Палитры инструментов), где необходимо выбрать размер, а также форму кисти, которую вы будете использовать. Конечно, здесь нет такого разнообразия всевозможных вариантов, как, например, в PhotoShop, но даже таким небольшим количеством можно создавать весьма интересные работы.
Следующий очень важный параметр - это заливка. Обратите внимание на то, что при использовании данного инструмента необязательно останавливаться на каком-либо цвете, а можно выбрать, например, Gradient (Градиент) или какой-нибудь иной интересный вид заливки.
Как и у других инструментов, Brush (Кисть) имеет дополнительные модификации, вызываемые щелчком по иконке Brush Mode (Режимы кисти), которые позволяют создавать интересные эффекты, а именно:
1.
Paint Normal (Обычная раскраска). При использовании данного режима все создаваемые линии будут находиться наверху изображения, то есть закрывать все нижерасположенные объекты.
2.
Paint Fills (Раскраска заливок). Действие инструмента в таком режиме распространяется на все части изображения, кроме контуров. Они остаются наверху и не изменяются.
3.
Paint Behind (Раскраска сзади). В этом случае действие инструмента будет распространяться только на свободные от других объектов участки полотна.
4.
Paint Selection (Раскраска выделенных). В таком режиме воздействию подвергаются выделенные области, покрываемые мазком кисти.
5.
Paint Inside (Раскраска внутри). Разукрашивает внутреннюю область. Действие данного инструмента распространяется лишь на ту область, в которой была поставлена первая точка.
Кроме модификаций, есть еще одна опция, тоже расположенная внизу
Toolbox (Палитры инструментов), а именно Fill Lock (Блокировка заливки). При активизации данного параметра заливка градиентом будет производиться таким образом, как будто покрыто все изображение (если данный параметр пассивен, то градиент располагается от крайней до крайней точки, создаваемой линии), понятнее становится, если попробовать работать практически.
Ink Bottle Tool (Чернильница)
Этот и следующий инструмент предназначены для преобразования цветов и структуры уже созданных линий и заливок.
Для активизации данного инструмента можно воспользоваться клавиатурой, нажав клавишу S.
Ink Bottle Tool (Чернильница) предназначен для работы с контурами, а следовательно, все его свойства можно установить в палитре Stroke (Контур).
После этого достаточно щелкнуть по любой линии - и она преобразуется в соответствии с настройками рассматриваемого инструмента.
Так как данный инструмент не имеет никаких дополнительно настраиваемых параметров и модификаций, то перейдем к следующему.
Paint Bucket Tool (Ведро)
Клавиатурный эквивалент данного инструмента - K.
Он применяется для преобразования заливок, и его основная палитра Fill (Заливка).
Существует несколько возможных модификаций данного инструмента, которые появляются при щелчке по иконке Gap Size (Величина промежутков) в нижней части Toolbox (Палитры инструментов).
*
Don't Close Gaps (Не заполнять промежутки).
*
Close Small Gaps (Заполнять небольшие промежутки).
*
Close Medium Gaps (Заполнять средние промежутки).
*
Close Large Gaps (Заполнять крупные промежутки).
Так как названия этих модификаторов говорят сами за себя, то мы не станем останавливаться на них подробно.
Также можно использовать параметры Gradient Lock (Блокировка градиента), который ограничивает его действие, и Gradient Transformation (Трансформация градиента), позволяющего видоизменять уже созданный градиент, что очень удобно.
На этом рассмотрение простых инструментов можно считать оконченным.
Подведем некоторые итоги.
*
В данной программе можно создавать как простые геометрические фигуры, так и сложные.
*
Любой объект может иметь заливку и контур, а может что-нибудь одно.
*
Контур и заливку можно редактировать уже после их создания, изменяя не только их цвет и тип, но и форму (об этом подробнее в следующих статьях).
* Многие инструменты имеют дополнительные модификаторы, которые упрощают работу и позволяют добиваться более интересных результатов.